Альтернативный взгляд на процесс перехода к цифровой экономике в сфере международных контейнерных перевозок.

В преамбуле любой подобной статьи принято описывать несомненные преимущества контейнерных перевозок, говорить о перспективах развития рынка, раскрывать общеизвестные проблемы, решение которых крайне необходимо для приведения текущего состояния системы, с точки зрения её функционирования, к идеальному виду. Мы не будем продолжать устоявшуюся практику , т.к. считаем, что изложение материала в рамках, предлагаемой нами к обсуждению темы, должно быть кратким и лаконичным, дабы читатель не успел чрезмерно устать от количества обрушившейся на него информации, которая нужна только для того, чтобы с первых строк объяснить о какой именно области исследований далее пойдет речь.

В настоящее время процесс перехода к цифровой экономике в сфере организации международных контейнерных перевозок находится в активной фазе. Количество известных онлайн проектов и стартапов с 2017 по 2018 годы увеличилось почти в три раза [1.], что подтверждает устоявшийся тренд непрерывного роста заинтересованности как непосредственных участников рынка международных контейнерных перевозок, так и представителей смежных или зависимых отраслей.

Не смотря на наличие достаточно крупных коммерческих проектов, имеющих широкий охват целевой аудитории, и, предлагающих комплексные решения, так или иначе, связанные с повышением эффективности процесса организации и осуществления международных контейнерных перевозок с использованием коммуникационных возможностей сети интернет, единообразного представления о том, какой именно продукт нужен рынку до сих пор нет. Существующие концепции вызывают полемические дискуссии среди всех участников рынка.

Прежде чем перейти к анализу сложности процесса выбора правильного пути, необходимо определить какие именно проблемы должны быть решены при осуществлении перехода к цифровой экономике, учитывая при этом, какие сценарии трансформации рынка в этом случае возможны. Для этого важно использовать весь накопленный опыт перехода к цифровой экономике не только в смежных сферах, но и в прочих, не связанных с международными контейнерными перевозками, отраслях экономики народного хозяйства.

Учитывая, что в настоящее время существуют достаточно глубоко формализованные концепции в сферах международного туризма, пассажирских авиа и автомобильных перевозок, с апробированными моделями монетизации, большая часть современных проектов в сфере международных контейнерных перевозок пытается повторить их успех, копируя не только привычные пользователям отдельные элементы интерфейса, но и применяемые этими проектами модели монетизации. С одной стороны данный подход в какой то степени оправдан, с другой он не позволяет в полной мере отразить те особенности, которые выделяют процесс организации международных контейнерных перевозок в один из наиболее сложных с точки зрения организации, регулирования и администрирования видов предпринимательской деятельности.

К числу основных проблем, которые при переходе к цифровой экономике должны быть решены в первую очередь, следует отнести проблемы связанные с повышением эффективности взаимодействия потребителей транспортных услуг с непосредственными участниками процесса перевозки, и проблемы, определяемые как поиск компромисса в вопросе повышения качества предоставляемых транспортными компаниями услуг и одновременного разумного сокращения их стоимости.

Первая группа проблем, — повышение эффективности взаимодействия участников рынка, она предполагает обеспечение легкого доступа к информации о стоимости транспортных услуг, а так же к прочей информации и фактическим данным, которые необходимы на всех стадиях процесса организации и осуществления перевозки.

Подробное рассмотрение вариантов решения указанной проблемы и варианты ее реализации позволяют сегментировать большинство функционирующих в настоящее время онлайн проектов, связанных с автоматизацией процесса расчета стоимости международных контейнерных перевозок, и выделить две основные модели их реализации: с одной стороны это сервисы — агрегаторы тарифов, с другой стороны сервисы предлагающие организацию перевозки в ответ на запрос пользователя от своего имени.

В первом случае сервис выступает исключительно как площадка, предлагающая инструменты для коммуникации поставщиков транспортной услуги с потребителями.

Во втором случае предполагается, что сервис рассчитывает стоимость собственной услуги и предлагает ее организацию собственными силами.

С точки зрения эффективности для самого проекта, первый вариант реализации гарантирует охват большей целевой аудитории, т.к. независимый статус площадки, предполагает наличие возможности сравнения услуг многих исполнителей в приведенной к единообразному виду среде. Вместе с тем, проекты предлагающие подобную концепцию, с одной стороны должны предоставить удобный для всех поставщиков услуг механизм обмена тарифной информацией (этого можно добиться через реализацию на платформе инструментов автоматизации тарифов), с другой стороны предоставить пользователям транспортной услуги, возможность сравнения услуг компаний, разместивших свои тарифы. Учитывая острое доминирование предложения над спросом, характеризующее современный рынок международных контейнерных перевозок, большая часть компаний, организующих перевозочный процесс, стремится привести собственную услугу, в том числе и в части структуры ценообразования, к уникальному виду, не позволяющему произвести процедуру сравнения с услугами конкурентов, в виде простого сопоставления. Обязательным требованием здесь является необходимость приведения разнородных показателей стоимости к единообразным условиям реализации.

Наличие указанного противоречия, предопределило более широкую распространенность проектов реализованных по альтернативному сценарию, т.е. большая часть компромиссов решается на внутреннем уровне системы, и самой системой рассматриваются как возможные допущения, которые необходимы для решения задачи, поставленной функционирующим в рамках указанной модели проектом.

Еще одной отличительной особенностью, затрудняющей автоматизацию расчета стоимости международной контейнерной перевозки, является необходимость обогащения исходной тарифной информации недостающими данными, которые необходимы для решения вопроса сопряжения разнородных элементов тарифа, в рамках определяемой способом организации перевозки модели формирования структуры себестоимости. При этом при формировании продажной стоимости, необходимо так же предусмотреть механизм индивидуализации тарифа, отражающий различные сценарии сотрудничества с потенциальными клиентами, в зависимости от заявленных к перевозке объемов, гарантий фиксации условий и периодов оплаты.

Рассуждая таким образом о вопросе автоматизации расчета стоимости международных контейнерных перевозок, мы должны так же принимать во внимание тот факт, что зачастую не всегда стоимость перевозки, как критерий сравнивания альтернативных вариантов ее организации, имеет максимальный удельный вес в векторе собственных предпочтений заказчика транспортной услуги. Кроме того, учитывая, что не только сам процесс организации перевозки, но и так же система оказывающих на него влияние факторов функционируют в условиях агрессивной динамически меняющейся среды, оперирование множеством всех возможных альтернативных вариантов организации перевозки необходимо принять как обязательный атрибут для обеспечения возможности выбора оптимального варианта.

Подводя итог сказанному выше, представляется, что гарантирующий наибольший успех подход возможен в случае, если инновационный проект сможет предложить, с одной стороны максимально простой механизм внесения и обработки данных для поставщиков транспортных услуг, а с другой стороны обеспечить возможность их приведения к единообразному виду для максимально простого и удобного процесса их сравнения.

Предлагая сервис Raterequest.ru, мы создаем платформу лишенную указанных выше недостатков. Все размещенные на платформе тарифы, являются продуктом автоматизации предлагаемых экспедиторскими компаниями услуг, приведенными к обеспечивающему возможность их объективного сравнения виду. Кроме детализации стоимости продажи, все размещенные тарифы включают так же детализацию маршрута перевозки, описание условий предоставления ставки и периода ответственности экспедитора, выделение не включенных в стоимость услуг, срок действия ставки и расчетное время организации перевозки, что в свою очередь позволяет при завершении процесса формирования заказа, путем добавления информации о количестве, типе и загрузке планируемых к перевозке контейнеров, создавать длящиеся предложения с ограниченным периодом действия, исключая таким образом возможность для недобросовестной конкуренции и создавая условия для повышения степени доверия к автоматически котируемым ставкам со стороны потребителей транспортных услуг.

При формировании тарифов, платформа учитывает не только альтернативные маршруты перевозки, но так же и способы их организации в различных условиях изменяющихся в зависимости от нормативов загрузки, количества и типов применяемого контейнерного оборудования, с учетом использования сервиса различных исполнителей. При этом на этапе внесения и обновления данных, их полнота обеспечивается применением разработанной нами нейронной сети, которая позволяет системе распознавать вносимые элементы структуры тарифов и автоматически дополнять их недостающими для автоматизации данными. Процесс расчета стоимости перевозки учитывает так же множественность ее этапов и участников, разнородность форм предлагаемой ими тарифной информации, применение различных режимов налогообложения, и прочие условия определяемые в том числе различными периодами ответственности.

Совершая переход для оформления заявки, любой пользователь может дополняя собственный заказ информацией о количестве и типе планируемых к перевозке контейнеров и их предполагаемой загрузке, получить длящееся коммерческое предложение с выделенным сроком действия. Что позволяет, при необходимости проведения внутренней процедуры согласования, приступить к оформлению заявки в любое время в течение всего срока действия предложения.

В статье использованы материалы:
Stocked Up: 150+ Companies Attacking The Supply Chain & Logistics Space


22.05.2018