Морской фрахт. Морские контейнерные перевозки.

Фрахт – специализированный термин, применяемый в области грузовых перевозок и эксплуатации транспортных средств.

Слово «фрахт» появилось в русском языке в конце 17 века. Было заимствовано из немецкого языка в качестве коммерческого понятия в сфере грузовых перевозок водным транспортом, первоначально обозначая перевозку товаров судами, сами перевозимые товары и плату за такую перевозку. В современном толковании термин имеет более широкое применение и, помимо водных видов транспорта, используется также в сухопутных и авиационных перевозках.

Для грузовладельцев, применительно к организации мультимодальных контейнерных перевозок, понятия «фрахт» или «стоимость фрахта» означают плату за перевозку груза, осуществляемую морским линейным сервисом.

В российском законодательстве понятие фрахта установлено ст. 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, – в определении договора морской перевозки груза:

По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Стоимость фрахта

Стоимость фрахта определяется перевозчиком (оператором морской линии) и, как правило, включает несколько групп элементов:

  1. базовую плату за морскую перевозку;
  2. обязательные надбавки;
  3. стоимость дополнительных услуг.

Выделение в стоимости фрахта дифференцированно применяющихся элементов позволяет перевозчикам обеспечить адекватное ценообразование в условиях различающихся локальных составляющих и переменных факторов, повышает прозрачность услуг для заказчиков.

Базовая ставка фрахта (Basic Ocean Freight – BAS) – плата за перевозку груза на судне. Основными факторами, определяющими размер базовой ставки, являются маршрут перевозки (пункты отправления, назначения) и свойства груза (тип и размер контейнера, характер груза – обычный или «сухой», рефрижераторный и пр.).

Обязательные надбавки (mandatory surcharges) представляют собой части платы за перевозку, не покрытые базовой ставкой фрахта. Устанавливаются для покрытия статей расходов или услуг, являющихся проходными платежами (например, за услуги обслуживания грузовых терминалов) или формирующихся за пределами основной морской перевозки (например, при предоставлении дополнительного сервиса по наземной перевозке).

Наиболее распространены надбавки на терминальную обработку (Terminal Handling Charges, THC), компенсирующие расходы перевозчика по услугам грузовых терминалов (портов) на обработку груза (погрузка, выгрузка), и сборы за оформление и обработку стандартных транспортных документов (Documentation Fee, DOCS, DDF, ODF), например, коносамента.

При полной или частичной перевозке в так называемых зонах контроля выбросов (Emission Control Area – ECA) может применяться надбавка за низкое содержание серы (Low Sulphur Surcharge – LSS), покрывающая расходы перевозчика, связанные с использованием экологичного топлива. Зонами контроля выбросов, для которых введено требование по использованию экологичного топлива, являются акватории морей Северной Европы, включая Балтийское и Северное моря, и пролив Ла-Манш, а также акватории в пределах 200 морских миль от побережья США и Канады.

На определённых направлениях, при максимальных объёмах загрузки линий, перевозчики могут применять пиковые сезонные надбавки (Peak Season Surcharge – PSS).

Плата за дополнительные услуги (Value Added Services – VAS) – эта составляющая фрахта формируется в зависимости от условий перевозки конкретного груза. Расширяя и повышая уровень сервиса, перевозчики предлагают грузовладельцам различные дополнительные услуги, такие как очистка контейнеров после перевозки груза, перевозка негабаритных грузов, превышающих стандартные размеры контейнера, установка специального оборудования, контролируемая атмосфера, холодная перегрузка и другие.

Условия перевозки и период ответственности

Условия перевозки и период ответственности линейного перевозчика определяются договором перевозки. В зависимости от состава линейного сервиса договором морской перевозки груза определяются обязанности сторон по обеспечению погрузки и выгрузки груза в портах отправления и назначения, для которых применяются следующие специальные термины:

  • FIFO (Free in/Free out) – погрузка и выгрузка за счёт отправителя/получателя;
  • FILO (Free in/Liner out) – погрузка за счёт отправителя, выгрузка за счёт линии;
  • LIFO (Liner in/Free out) – погрузка за счёт линии, выгрузка за счёт отправителя/получателя;
  • LI-Door (Liner in/Door) – погрузка в порту за счёт линии, доставка до «двери» клиента;
  • LILO (Liner in/Liner out) – погрузка и выгрузка за счёт линии — полные линейные условия.

Как правило, морские перевозчики предоставляют заказчикам определённый свободный период пользования контейнером (без дополнительной платы) с возможностью возврата порожнего контейнера не только в порту выгрузки, но и в различных поименованных пунктах, расположенных обычно в крупных городах и портах (условия Drop-Off). В случае передачи контейнера для продолжения перевозки вне зоны ответственности морского перевозчика, оформляются соглашения об использовании контейнерного оборудования, устанавливающие соответствующие обязательства сторон.

При оформлении внешнеторговых контрактов купли/продажи с транспортировкой товаров за пределы таможенных границ используются унифицированные понятия Правил Инкотермс (Инкотермс-2010), в которых непосредственно к морской транспортировке относятся четыре термина:

  • FAS – Free Alongside Ship – «свободно вдоль борта судна» (с указанием порта отгрузки). Этот термин означает, что продавец считается выполнившим своё обязательство по поставке, когда товар размещён вдоль борта судна в согласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски утраты или повреждения товара;
  • FOB – Free on Board – «свободно на борту» (с указанием порта отгрузки). Данный термин означает, что продавец поставляет товар на борт судна, номинированного покупателем в указанном месте отгрузки. С этого момента покупатель несёт все риски утраты или повреждения товара;
  • CFR – Cost and Freight – «стоимость и фрахт» (с указанием порта назначения). При базисном условии CFR морская транспортировка осуществляется с размещением продавцом груза на судне в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, а также выполнить таможенные формальности. Вместе с тем риск случайной гибели или повреждения товара, а также последующие непредвиденные расходы переносятся на покупателя;
  • CIF – Cost, Insurance and Freight – «стоимость, страхование и фрахт» (с указанием порта назначения). При базисном условии CIF морская транспортировка осуществляется, когда продавец производит поставку с момента размещения товара на судне в порту отгрузки. Продавец обязан, как и в предыдущем случае, оплачивать затраты и фрахт, а также выполнить таможенные формальности. Риски также переносятся на покупателя, но, в отличие от предыдущего термина, продавец обязан обеспечить морское страхование товара от риска в связи со случайной гибелью или повреждением во время перевозки.

Указанные термины, относящиеся исключительно к морской перевозке товаров или перевозке внутренними водными путями, как и другие термины Инкотермс, предназначены для чёткого и ясного распределения обязанностей сторон внешнеторгового контракта. В данном случае, связанных непосредственно с перевозкой товара, его страхованием, обеспечением его надлежащей сохранности, выполнением таможенных формальностей. Правильное применение сторонами сделки этих терминов позволяет на ранней стадии оценить её расходные параметры и пределы ответственности каждого из участников, помогая избежать в будущем каких-либо спорных ситуаций или конфликтов.

Современное состояние рынка морских контейнерных перевозок характеризуется существенным превышением предложения над спросом, что обуславливает высокий уровень конкуренции в данной сфере. Базовые условия перевозки и стоимость услуг, как правило, публичны, и находятся в открытом доступе. В настоящее время, заказать перевозку можно через многочисленные букинг-системы и сервисы как самих перевозчиков, так и их агентов.

Вместе с тем, для объективного сравнения предложений различных перевозчиков, в комплексе организации мультимодальной контейнерной перевозки, целесообразно также использовать специализированные информационные ресурсы.

Платформа автоматизации транспортных тарифов RateRequest

Платформа автоматизации транспортных тарифов RateRequest предлагает эффективные инструменты для управления процессами поиска маршрутов и покупки услуг. В системе представлена актуальная информация по стоимости фрахта из 17 стран и более 140 портов Азиатско Тихоокеанского региона и Америки с перевалкой через порты Дальнего Востока.

Система также предлагает комплексные ставки на перевозку импортных грузов в контейнерах на различных условиях FOB-FOR и FOB-DOOR, включающие, помимо морского фрахта, наземную транспортировку по России до требуемой железнодорожной станции или «до двери» грузополучателя.


25.07.2017